Компьютерная безопасность

Реальность, в которой живут современные дети и подростки, несравнима с той, в которой воспитывались их родители.
Использование разнообразных информационных ресурсов оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей – это увлекательно, это обучает и социализирует. Но не все понимают, что эти же средства могут представлять потенциальную угрозу в зависимости от того, как осуществляется их использование.

С какими угрозами могут столкнуться дети в сети Интернет?

Сюда относится хищение персональной информации с целью кибермошенничества. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что мошенник незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя с целью получить материальную прибыль.
По информации пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь в 2020 году зафиксировано 25,5 тысяч преступлений в сфере высоких технологий. Из них 23,5 тысячи – хищение денег с использованием компьютерной техники. Очень часто злоумышленники звонят в мессенджерах (приложения для переписки) якобы из банка и под разными предлогами узнают реквизиты, пин-код, трехзначный код на оборотной стороне карты.
Сваттинг – это новый для Беларуси вид преступления. Хулиганы-геймеры отправляют в экстренные службы ложное сообщение об опасности от имени другого игрока. Во-первых, ложные сообщения отвлекают от оказания помощи тем, кто в ней действительно нуждается. Во-вторых, такими «разводами» геймеры могут доставить большие неприятности с законом своим оппонентам. По всему миру милиция успешно устанавливает личности этих геймеров.
В Беларуси за «сваттинг» предусмотрена ответственность по статье 340 Уголовного кодекса Республики Беларусь до 7 лет лишения свободы. Если геймер не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, то отвечать за него придется родителям.
Мошенники и способы их действия идут в ногу со временем. Неосведомленность и наивность детей делают их легкой добычей. Один из способов обмана – это «выигрыш». Сообщение о призе (компьютер, мобильный телефон и пр.). Для этого у несовершеннолетних просят сообщить данные электронной карты (родителей) и цифры, которые пришли в СМС-сообщении на телефонный номер.
Также среди киберпреступлений распространен фишинг – когда в социальную сеть сбрасывают вредоносную ссылку, по которой человек попадает на поддельный сайт и «засвечивает» все данные своей платежной карты, после чего приходит сообщение о списании денег.
Хищение имущества путем изменения информации, обрабатываемой в компьютерной системе, хранящейся на машинных носителях или передаваемой по сетям передачи данных, либо путем введения в компьютерную систему ложной информации – наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 212 Уголовного кодекса Республики Беларусь). За совершенные преступления ребенком в возрасте до 14 лет несут ответственность их родители.

Интернет-хулиганство, киберпреследование, киберзапугивание (кибербуллинг). Кибербуллинг – психологическое насилие в сети, информационное преследование со стороны сверстников, проявляющееся в виде издевательств, насмешек, запугиваний, прочих действий, которые негативно влияют на психическое состояние ребенка. У него создается ощущение безысходности, даже дома его не оставляет чувство тревоги, он впадает в депрессию. Информационная атака может привести к суициду.
Издевательство в сети наказуемо действующим законодательством. Согласно статьям 152, 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь человек, которого оскорбили, может обратиться в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства. Также оскорбившего можно привлечь к административной ответственности по статье 10.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Для этого необходимо обратиться в отдел внутренних дел по месту жительства с заявлением.
Знакомства в Интернете и встречи с Интернет-незнакомцами.
Общаясь в сети, дети могут знакомиться, общаться и добавлять в «друзья» совершенно неизвестных им в реальной жизни людей.
Социологические опросы об информационной безопасности детей и подростков в Интернет-сети приводят следующие данные о контактах: родственники – 43 %; виртуальные друзья – 21%; незнакомые люди – 36 %. Однако по большому счету виртуальные друзья – тоже незнакомцы. Таким образом, большую часть своего времени в сети дети уделяют общению с посторонними людьми, делятся своими переживаниями, секретами, планами. В таких ситуациях есть опасность разглашения ребенком личной информации о себе и своей семье. Каждое слово, каждая выложенная фотография, каждое действие в сети могут быть использованы против ребенка, и представляет собой благодатную почву для шантажа в будущем.
Особенно опасным может стать установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи (груминг), вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации. Обман детей возможен, так как при общении в интернете не всегда точно можно сказать, кто на самом деле является твоим собеседником. Часто этим приемом пользуются педофилы, которые общаются с детьми от лица другого «ребенка» и предлагают встретиться в реальной жизни.

Возрастные рекомендации

В дополнение к общим, существуют также возрастные рекомендации, которые следует учитывать при использовании интернета детьми.

2 – 4 года

  • Не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в интернете.
  • Не допускайте никаких пугающих изображений, ни реальных, ни вымышленных.
  • Не позволяйте детям переходить по ссылкам.
  • Ограничьте время, проводимое за компьютером.
  • Прививайте базовые навыки работы с компьютером с помощью соответствующих возрасту игр и образовательных программ.

5 – 7 лет

  • Не допускайте самостоятельного времяпрепровождения в интернете или с телефоном.
  • Не допускайте никаких пугающих изображений, ни реальных, ни вымышленных.
  • Не позволяйте детям переходить по ссылкам.
  • Используйте удобные для детей поисковые системы с родительским контролем.
  • Настройте фильтры по возрасту.
  • Ограничьте время, проводимое в интернете.
  • Ограничьте детей списком любимых сайтов, который вы составите вместе.
  • Убедитесь, что подключенные к интернету устройства находятся в открытом доступе, где вы можете их наблюдать.
  • Заблокируйте использование средств обмена мгновенными сообщениями, электронной почты, чатов, мобильного интернета, обмена текстовыми, графическими и видео сообщениями, а также доступ к доскам сообщений.
  • Научите детей никогда не разглашать личную информацию в интернете.

8 – 10 лет

  • Обсудите с детьми, что им интересно в интернете.
  • Расскажите детям об опасностях, скрывающихся в интернете.
  • Научите детей никогда не разглашать личную информацию.
  • Избегайте пугающих образов.
  • Объясните детям, как правильно общаться с друзьями в интернете.
  • Попросите детей рассказывать вам о случаях, когда они сталкиваются в интернете с чем-то, что вызывает у них чувство неловкости.
  • Проводите время в интернете совместно с детьми или ограничьте им доступ только набором одобренных сайтов.
  • Размещайте подключенные к интернету устройства в открытой общей зоне.
  • Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
  • Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
  • Используйте удобные для детей поисковые системы.
  • Запретите использование средств обмена мгновенными сообщениями, чатов и сайтов социальных сетей, предназначенных для более взрослой аудитории.
  • Попросите ребенка использовать тот же адрес электронной почты, который используете вы сами, или специальный адрес, к которому у вас есть доступ.
  • Просите детей открыто рассказывать о своих действиях в интернете.

11 – 13 лет

  • Не размещайте устройства, подключенные к интернету, в детских комнатах.
  • Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
  • Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
  • Контролируйте все устройства с доступом в интернет: сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
  • Просите детей рассказывать об их действиях в сети и людях, с которыми они общаются.
  • Запретите детям разглашать личную информацию без вашего разрешения.
  • Объясните детям, что не следует организовывать личные встречи с людьми, с которыми они познакомились в Интернете.
  • Требуйте у детей доступ к их электронной почте и чатам.
  • Ограничьте общение посредством мгновенных сообщений списком друзей, который вы одобряете.
  • Заблокируйте доступ к чатам.
  • Научите детей общаться с незнакомцами в интернете.
  • Расскажите детям о неэтичном поведении в интернете, в том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах, ненормативной лексике и прочих неприятностях.
  • Проверяйте историю браузера, чтобы отслеживать поведение детей в интернете.
  • Соблюдайте минимальный возраст для регистрации в социальных сетях (например, 13 лет для Myspace и Facebook).
  • Поощряйте посещение детьми соответствующих возрасту сайтов, таких как TweenLand, ClubPenguin и прочих.
  • Не позволяйте детям публиковать фотографии или видео без вашего разрешения.

14 – 18 лет

  • Составьте список правил использования интернета для вашего дома.
  • Установите родительский контроль, соответствующий возрасту ребенка.
  • Используйте инструменты фильтрации и мониторинга.
  • Ознакомьтесь с приложениями для обмена сообщениями, которые используют ваш ребенок.
  • Контролируйте устройства с выходом в интернет, помимо компьютеров, такие как сотовые телефоны, игровые устройства, iPod и КПК.
  • Храните устройства с доступом к интернету на виду, вне детских комнат.
  • Обсуждайте с подростками друзей, с которыми они познакомились в интернете, и говорите об их действиях в сети.
  • Поговорите с подростками о том, что не следует общаться с незнакомцами посредством мгновенных сообщений, и совместно составьте список друзей.
  • Убедите подростков спрашивать у вас одобрения, прежде чем заводить знакомства в сети.
  • Сопровождайте подростков на встречу с людьми, с которыми они познакомились в интернете, но еще не знают лично.
  • Научите подростков не разглашать личную информацию.
  • Расскажите подросткам о неэтичном поведении в интернете, в том числе о буллинге (травле), распространении сплетен, угрозах, ненормативной лексике и прочих неприятностях.
  • Защитите подростков от спама, объяснив им, что не следует раскрывать свой адрес электронной почты в интернете и отвечать на нежелательную почту.
  • Расскажите подросткам о законах об авторском праве и ответственном поведении в интернете.
  • Отслеживайте все финансовые операции, совершаемые подростками в интернете, в том числе заказ, покупку или продажу товаров.
  • Просите подростков рассказывать вам о неприемлемых материалах или нежелательных комментариях сексуального характера, которые они получили в интернете.
  • Расскажите подросткам, на что нужно обращать внимание или запрашивать перед загрузкой файлов из интернета.
  • Выборочно проверяйте историю браузера, чтобы узнать, какие сайты посещал подросток.
свернуть

Берегитесь замены лица на компьютере!

Правила безопасности для несовершеннолетних в сети Интернет

• Не заходите на незнакомые и подозрительные сайты.
• Если к вам по электронной почте пришел файл Word или Excel, даже от знакомого лица, прежде чем открыть, обязательно проверьте его на вирусы.
• Если пришло незнакомое приложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.
• Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.
• Не оставляйте без присмотра компьютер с важными сведениями на экране.
• Сообщайте своим родителям, когда сталкиваетесь с чем-нибудь в Интернете, что заставляет вас чувствовать себя неловко.
• Не стоит игнорировать сообщения, которые содержат угрозы, особенно систематические. Следует скопировать эти сообщения, рассказать об этом родителям, обратиться в правоохранительные органы.
• Не выкладывайте свои личные данные в Интернете (домашний адрес, номер телефона, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей, пароли от своей электронной почты, электронного кошелька и др.). Помните, любая информация может быть использована против вас, в том числе в корыстных и преступных целях.
• Используйте псевдоним при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, пользовании он-лайн играми и в других ситуациях.

• Не размещайте и не посылайте свои фотографии незнакомцам. Будьте внимательны, если вас просят прислать или провоцируют на какие-либо действия перед веб-камерой.
• Будьте осторожны при общении с незнакомыми людьми. Старайтесь рассказывать как можно меньше личной информации о себе.
• Если новый знакомый пытается говорить с вами на неприятные или пугающие темы и говорит об этом как о секрете, который останется только между вами – немедленно сообщите об этом родителям или взрослым, которым доверяете, и сделайте снимок с экрана (screen-shot).
• Если вы пользуетесь чужим устройством для выхода в Интернет, не забывайте выходить из своего аккаунта на различных сайтах. Не сохраняйте на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки.
• Ваши собеседники могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают. Не поддавайтесь на уговоры встретиться один на один, особенно – в безлюдном месте!

свернуть

ВСЕГДА ПОМНИТЕ!!!

1. Посещайте сеть вместе с детьми, побуждайте их делиться опытом использования Интернета.
2. Научите детей доверять интуиции - если их в Интернете что-либо беспокоит, пусть сообщают вам.
3. Помогите ребенку зарегистрироваться в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не используя личной информации (имя ребенка, адрес электронной почты, номер телефона, домашний адрес). Для этого можно завести специальный адрес электронной почты.
4. Настаивайте, чтобы дети никогда не давали своего адреса, номера телефона или другой личной информации, например, места учебы или любимого места для прогулки.
5. Объясните детям, что в Интернете и реальной жизни разница между правильным и неправильным одинакова.
6. Детям никогда не следует встречаться с друзьями из Интернета, так как эти люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
7. Скажите детям, что далеко не все, что они читают или видят в Интернете, - правда, приучите их спрашивать вас, если они не уверены.
8. Контролируйте действия детей с помощью современных программ, которые отфильтруют вредное содержимое, помогут выяснить, какие сайты посещает ребенок и что он там делает.
9. Настаивайте, чтобы дети уважали чужую собственность, расскажите, что незаконное копирование музыки, компьютерных игр и других программ - кража.
10. Научите детей уважать других, убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего тона действуют везде - даже в виртуальном мире.

свернуть