Ресурсный центр

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

____________И.М.Добренко

 «31» августа 2023

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о районном ресурсном центре (далее – РЦ)

по теме: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством познавательной практической деятельности»

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру ресурсного центра государственного учреждения образования «Детский сад № 85 г. Гродно» (далее − РЦ);

1.2. РЦ – структурное подразделение учреждения образования, обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами, на базе которого осуществляется интеграция и концентрация материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных и других ресурсов образования Ленинского района г. Гродно;

1.3. критериями, в соответствии с которыми в учреждении образования создан РЦ, являются:

1.3.1. осуществление учреждением образования методической, организационной, информационной, консультационной поддержки деятельности других учреждений образования Ленинского района г. Гродно;

1.3.2. ведение учреждением образования инновационной, проектной деятельности, ход и результаты которой обладают теоретической ценностью и практической значимостью для системы образования;

1.3.3. эффективное использование учреждением образования современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий в образовательном процессе;

1.3.4. наличие в учреждении образования кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий, позволяющих ему выступать в качестве РЦ Ленинского района г. Гродно по направлению «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством познавательной практической деятельности» для других учреждений образования;

1.4. в своей деятельности РЦ руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования, управления образования Гродненского облисполкома, отдела образования администрации Ленинского района и настоящим Положением;

1.5. РЦ учреждения образования осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отделом образования администрации Ленинского района г. Гродно (далее – отдел), отделом образования Гродненского городского исполнительного комитета, управлением образования областного исполнительного комитета, государственным учреждением образования «Гродненский областной институт развития образования», ГУ «Учебно-методический кабинет Ленинского района г. Гродно» (далее – УМК), с учреждениями образования, для которых является ресурсным центром, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы образования района;

1.6. координацию деятельности РЦ осуществляют специалисты отдела, методисты УМК;

1.7. РЦ не является юридическим лицом.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

 

  • Основной целью деятельности РЦ является формирование образовательного пространства РЦ, создающего и расширяющего возможности для организации деятельности по экологическому образованию детей дошкольного возраста;
  • задачами РЦ являются:

2.2.1. воспитание у детей активной деятельностной позиции к окружающему миру;

2.2.2. содействие возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию окружающего мира;

2.2.3. создание условий для постепенной интеграции растущего человека в экологическом образовании через проектно-исследовательскую деятельность;

2.2.4. организация обучения педагогического коллектива с целью его подготовки к работе в области проектно-исследовательской деятельности;

2.2.5. обеспечение методического сопровождения педагогических работников по разработке, апробации и внедрению программ, методик, технологий, образовательных материалов по экологическому образованию;

2.2.6. подготовка материалов к издательской деятельности;

2.2.7. создание условий для выработки актуальных принципов взаимодействия с родителями, целенаправленное привлечение родителей к педагогической деятельности по развитию проектно-исследовательских умений в рамках экологического образования.

 

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

 

3.1. РЦ осуществляет свою деятельность в следующих направлениях:

3.1.1. предоставляет имеющиеся педагогические, программно-методические ресурсы для подготовки и проведения семинаров, организации методических консультаций, практикумов, открытых занятий, праздников и развлечений;

3.1.2. оказывает информационную поддержку и проводит обучение различных категорий педагогических работников по использованию в практике работы педагогических, программно-методических ресурсов по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;

3.1.3. организует и проводит педагогические консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, праздники и развлечения; организует и проводит мастер-классы педагогических работников в учреждении дошкольного образования и т.д.;

3.1.4. участвует в формировании банка педагогической и методической информации;

3.1.5. взаимодействует с другими ресурсными центрами, учреждениями дошкольного образования;

3.1.6 транслирует эффективный опыт работы педагогического коллектива государственного учреждения образования «Детский сад № 85 г. Гродно» по организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

 

  1. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 

4.1. Участие в формировании банка педагогической и методической информации;

4.2. изучение перспективного педагогического опыта и достижений в системе дошкольного образования и их распространение;

  • разработка и внедрение инновационных образовательных проектов;

4.4. разработка содержания, организация и методическое сопровождение Интернет-проектов;

4.5. организация и проведение педагогических конференций, семинаров, практикумов и т.д.;

4.6. формирование медиатеки, предназначенной для работы с педагогическими работниками и учащимися района;

4.7. участие в формировании фонда аудиовизуальных и интерактивных средств обучения;

4.8. использование возможностей информационных технологий для информирования населения о возможностях и деятельности системы общего образования;

4.9. информационная и научно-методическая поддержка образовательного процесса;

4.10. создание, реализация и сопровождение веб-сайтов, тематических блогов;

4.11. организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде новых технологий;

  • взаимодействие с другими ресурсными центрами;

4.13. подготовка методических рекомендаций по направлениям своей деятельности;

4.14. выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по вопросам информатизации;

4.15. направления работы РЦ определяет учреждение образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по актуальным направлениям развития образования, наличием кадровых, научно-методических, материально-технических, информационных и иных ресурсов и условий.

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

 

5.1. РЦ открыт приказом отдела образования администрации Ленинского района на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности;

5.2. создание на базе учреждения образования РЦ не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется;

5.3. РЦ возглавляет заместитель заведующего по основной деятельности Попова Инна Николаевна (далее руководитель РЦ), который назначается приказом руководителя учреждения образования Добренко Ириной Михайловной;

5.4. руководитель несет ответственность за деятельность РЦ и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

5.5. РЦ самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность РЦ осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы РЦ;

5.6. РЦ самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность РЦ осуществляется в соответствии с Положением и планом работы РЦ, согласованным с отделом;

5.7. для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций РЦ, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования с их согласия дополнительные обязанности и работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь;

5.8. учреждение образования в целях организации осуществления им функций РЦ самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению;

5.9. деятельность РЦ сопровождает следующая документация:

5.9.1. положение о РЦ;

5.9.2. план работы;

5.9.3. отчеты о проделанной работе;

5.9.4. приказы об открытии РЦ, о назначении ответственных за работу РЦ;

5.10. РЦ ежегодно отчитывается о проведенной работе перед отделом образования администрации Ленинского района г. Гродно, отчеты предоставляются в УМК до 01 июня;

5.11. РЦ по запросу отдела УМК предоставляет оперативную информацию по направлениям своей деятельности;

5.12. при наличии необходимых условий и средств, при выполнении функций РЦ учреждение образования вправе привлекать в соответствии с действующим законодательством к участию в своей деятельности другие организации, их отдельных работников, иных лиц;

5.13. основанием для прекращения деятельности РЦ является приказ отдела образования администрации Ленинского района.

 

  1. СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА, РУКОВОДСТВО

 

Непосредственное руководство деятельностью РЦ осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования.

 

  1. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

7.1. Положение о РЦ принимается решением педагогического совета учреждения образования, вступает в силу после утверждения приказом руководителя учреждения образования;

7.2. в настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательном порядке.

 

Положение о РЦ принято в новой редакции 31.08.2023 решением педагогического совета (протокол от 31.08.2023 № 1).

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

____________И.М.Добренко

 

 

План работы Ресурсного центра отдела образования,

спорта и туризма администрации Ленинского района г. Гродно по теме

«Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством

познавательной практической деятельности»

на базе государственного учреждения образования 

«Детский сад № 85 г. Гродно» на 2024/2025 учебный год

 

№ п/п

Название мероприятия

Дата, время, место проведения

Форма проведения

Предполагаемая категория слушателей

Предполагаемый результат, ресурс / Предлагаемые слушателям методические продукты, ресурсы

Ответственные

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1

Обсуждение плана работы ресурсного центра на 2024/2025 учебный год. Согласование плана работы с координаторами деятельности ресурсного центра.

Сентябрь

2024 г.,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Педагогический совет (установочный).

Руководитель ресурсного центра, педагогические работники УДО.

Принятие, утверждение плана работы ресурсного центра ГУО «Детский сад № 85г. Гродно».

Руководитель Добренко И.М.,

Заместитель заведующего ОД Попова И.Н.

2

Создание и систематизация правовой базы, регламентирующей функционирования РЦ

Сентябрь

2024 г.,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Изучение и систематизация.

Руководитель ресурсного центра, педагогические работники УДО, педагогические работники

Оформление папки, электронной базы.

Заместитель заведующего ОД Попова И.Н.

3

Презентация работы ресурсного центра среди педагогических работников УДО (молодых специалистов).

Сентябрь (по мере необходимости)

2024 г.,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Педагогический совет.

Руководитель ресурсного центра, педагогические работники УДО.

Ознакомление, определение темы по самообразованию молодых специалистов.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

4

Систематизация информационных и методических материалов по тематике Ресурсного центра.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

Конференция.

Педагогические работники.

Информационные материалы из опыта работы РЦ (обмен опытом).

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатели дошкольного образования Черняк К.И., Лазарчик В.В.

5

Подготовка и размещение информации о деятельности ресурсного центра на сайте ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Организация работы сайта в сети Интернет.

Педагогические работники.

Информационные материалы из опыта работы РЦ.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., педагог-психолог Бернатс Т.М.

6

Пополнение банка данных авторских видеоматериалов, экологических авторских игр детской передачи «Познайка» для детей дошкольного возраста.

В течение учебного года, ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Проектирование, составление авторского сценария, материалов, комплектация и выпуск материалов.

Педагогические работники других учреждений района, законные представители воспитанников.

Видеоматериалы авторских игр по организации познавательной практической деятельности в учреждении дошкольного образования.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатели дошкольного образования Лазарчик В.В., Денис С.А.

7

Изучение затруднений и потребностей педагогических работников в вопросах использования познавательной практической деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях образования района.

В течение учебного года, учреждения района, области.

Изучение информационных ресурсов и др.

Педагогические работники.

Эффективное использование педагогического опыта в практике работы.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., педагогические работники

8

Подбор теоретических и практических материалов для публикации в периодических печатных изданиях.

В течение учебного года, ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

Отбор, систематизация материалов.

Педагогические работники.

Поданные и принятые к печати материалы.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатели дошкольного образования Лазарчик В.В., Денис С.А., Черняк К.И.

9

Обновление и пополнение фонда информационно-методического кабинета специальными пособиями для организации работы по познавательной практической деятельности.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

Отбор, систематизация материалов.

Педагогические работники.

Предоставление имеющихся ресурсов для работы с воспитанниками и педагогическими работниками.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатели дошкольного образования Черняк К.И., Кудрявцева Г.С.

10

Организация постоянно действующей выставки авторских пособий педагогических работников учреждения по познавательной практической деятельности.

В течение учебного года.

Выставка.

Педагогические работники.

Методическая поддержка.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатель дошкольного образования Куделя А.Д., Поконечная А.А.

11

Организация участия воспитанников и педагогических работников района в дистанционных конкурсных и методических мероприятиях района.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Индивидуальные и групповые консультации.

Педагогические работники.

Обобщенный опыт работы воспитателей дошкольного образования по вопросам познавательной практической деятельности.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., музыкальные руководители. Нечаева С.Е., Орлович А.В.

12

Трансляция опыта работы использования авторских интерактивных игр по экологическому образованию «Экологическое поле чудес», воспитатель дошкольного образования Черняк К.И.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Индивидуальные и групповые консультации.

Педагогические работники.

Трансляция эффективного педагогического опыта воспитателей дошкольного образования по вопросам познавательной практической деятельности.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатель дошкольного образования Черняк К.И.

13

Трансляция опыта работы «Использование многофункциональных пособий из фетра в работе с детьми дошкольного возраста», воспитатель дошкольного образования Куделя А.Д.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Индивидуальные и групповые консультации.

Педагогические работники.

Трансляция эффективного педагогического опыта воспитателей дошкольного образования по вопросам познавательной практической деятельности.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатель дошкольного образования Куделя А.Д.

14

Презентация авторских пособий по знакомству и расширению знаний детей о животных разных природных и климатических зон. воспитателем дошкольного образования Семавиной М.А.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Педагогический совет, общие родительские собрания.

Педагогические работники.

Применение авторских пособий в своей работе другими педагогическими работниками.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатель дошкольного образования Семавина М.А.

15

Трансляция опыта работы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений экологической направленности» воспитатель дошкольного образования Кудрявцевой Г.С.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

Индивидуальные и групповые консультации.

Педагогические работники.

Обобщенный опыт работы воспитателей дошкольного образования по вопросам развития речи

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатель дошкольного образования Кудрявцева Г.С.

16

Подготовка материалов для издательской деятельности по развитию экологической культуры дошкольников посредством познавательной практической деятельности.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Обобщение, систематизация, отбор материалов.

Педагогические работники.

Обобщенный опыт работы воспитателей дошкольного образования по вопросам проектно-исследовательской деятельности.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатели дошкольного образования Поконечная А.А., Денис С.А., Черняк К.И.

17

Оказание консультативной помощи педагогическим работникам учреждений дошкольного образования по организации работы познавательной практической деятельности в УДО.

В течение учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Консультация.

Педагогические работники учреждений образования района.

Повышение профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования по вопросам проектной исследовательской деятельности.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

18

Организация постоянно действующей выставки методической литературы, авторских пособий педагогических работников УДО по познавательной практической деятельности.

В течение года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Выставка

Педагогические работники учреждений дошкольного образования района.

Материалы из опыта работы РЦ.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

19

Подготовка и проведение игр-тренингов экологического содержания для снятия психоэмоционального напряжения с педагогическими работниками для дальнейшей работы с детьми «От экологии природы к экологии души».

 

 

 

Декабрь 2023,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Игра-тренинг.

Педагогические работники.

Пополнение банка данных информационно-методического кабинета авторскими материалами.

Педагог-психолог Бернатс Т.М.

20

Организация и проведение постояннодействующих семинаров:

«Практика работы с календарем природы»

В течении учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»:

Сентябрь 2024

Семинар-практикум.

Педагогические работники.

Пополнение банка данных методического кабинета авторскими материалами.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

Семинар-практикум «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Октябрь 2024

21

Организация и проведение экологических акций, праздников, согласно экологическому календарю.

В течении учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

Акция.

Педагогические работники, законные представители воспитанников.

Пополнение банка данных информационно-методического кабинета авторскими материалами.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

22

Организация и проведение фотовыставок: «Сохраним природу родной Беларуси», «Экологическая тропа нашего детского сада», «Дыхание природы» и др.

В течении учебного года,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Фотовыставка.

Педагогические работники, законные представители воспитанников.

Пополнение банка данных методического кабинета авторскими материалами.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатели дошкольного образования Куделя А.Д., Сауль А.Д.

23

Анализ работы районного ресурсного центра за 2024/2025 учебный год.

Май 2025 г.,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Педагогический совет.

Руководитель ресурсного центра, педагогические работники УДО.

Обсуждение результатов работы РЦ.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н., воспитатели дошкольного образования Мазько Т.Н., Лазарчик В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ РАЙОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

1

Практические занятий с лего-конструкторами, элементами робототехники в рамках сотрудничества с Гродненской областной научно-технической библиотекой.

В течение учебного года

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Практическое занятие.

Воспитанники УДО, на базе ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Накопление опыта.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

2

Практическое занятие по ТРИЗ-технологиям

В течение учебного года

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Практическое занятие.

Воспитанники УДО, на базе ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно».

Накопление опыта.

Сотрудники Научно-технической библиотеки

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1

Работа закрытого сетевого сообщества «Юный эколог».

В течение учебного года, сетевое сообщество.

Сетевое сообщество.

Педагогические работники УДО района.

Информационные, методические и фотоматериалы.

 

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

2

Трансляция детской постнатальной телепередачи «Познайка» на YouTube канале.

В течение учебного года, сетевое сообщество.

Трансляция видеороликов.

Педагогические работники УДО района, законные представители воспитанников.

Видео материалы.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

3

Организация онлайн-обмена педагогическим опытом, блоги и сайты педагогических работников.

В течение учебного года, сетевое сообщество.

Сетевое сообщество

Педагогические работники УДО района.

Информационные, методические и фотоматериалы.

 

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

  1.  УЧАСТИЕ В ОБЛАСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

1

Повышение квалификации.

По плану ГрОИРО в течение года.

Практические занятия, мастер-класс.

Слушатели повышения квалификации ГрОИРО.

Материалы, мастер-класса.

 

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

2

Опыт работы по реализации международного проекта «Зеленые школы».

 

Семинар.

Педагогические работники области.

 

 

3

Сотрудничество с ИРО в подборе практического материала к издательской деятельности.

В течение учебного года, ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

Отбор, систематизация материалов.

Воспитатель дошкольного образования

Денис С.А.

Поданные и принятые к печати материалы.

Воспитатель дошкольного образования Денис С.А.

4

 

 

 

 

 

 

  1. УЧАСТИЕ В РЕСПУБЛИКАНСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ

1

Участие в республиканском конкурсе проектов по экономии и бережливости «Энергомарафон-2024».

Декабрь

2024 г.

Конкурс по экономии и бережливости.

Дети дошкольного возраста, законные представители воспитанников, педагогические работники.

Наработка материалов, проектов по экономии и бережливости и формированию у обучающихся сознательного отношения к рачительному использованию энергоресурсов.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

2

Участие в республиканском конкурсе исследовательских работ детей дошкольного возраста «Я – исследователь».

Декабрь

2024 г.

Исследовательская работа.

Дети дошкольного возраста, законные представители воспитанников, педагогические работники.

Исследовательская работа.

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

3

Участие и презентация деятельности работы РЦ на республиканском семинаре по познавательной практической деятельности.

Май

2025 г.

 

Семинар-практикум.

Специалисты и педагогические работники УДО района.

Презентации деятельности РЦ.

Заведующий Добренко И.М.,

Заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

VI. УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

1

Онлайн-конференция по обмену опытом с зарубежными партнерами совместно с Гродненским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Ноябрь 2024,

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

Онлайн-конференция.

Зарубежные партнеры, представители Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, педагогические работники учреждения.

Презентации деятельности РЦ.

Повышение уровня квалификации педагогических работников.

Заведующий Добренко И.М.,

заместитель заведующего по ОД Попова И.Н.

               

 

 

Руководитель ресурсного центра                                                                                                                                                                                 И.Н.Попова

 

Координатор ресурсного центра (на уровне района)                                                                                                                                                 В.Г.Моргун

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

«Детский сад № 85 г. Гродно»

______________И.М.Добренко

25.05.2023

 

Отчет о деятельности районного Ресурсного центра (далее РЦ)

ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно»

по теме: «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредствам познавательной практической деятельности»

 

С сентября 2018 года на базе государственного учреждения образования «Детский сад № 85 г. Гродно» на основании ежегодного приказа на учебный год отдела образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г. Гродно функционирует районный РЦ по теме «Развитие экологической культуры дошкольников посредствам проектно-исследовательской деятельности». В 2020 году решением педагогического совета от 31.08.2021 протокол № 1 (основание: выход в новой редакции учебной программы дошкольного образования (2019) принято решение о корректировке темы РЦ. Основой для формирования задач стала тема «Формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредствам познавательной практической деятельности».

Творческой группой, в соответствии с планом деятельности, разработаны и оформлены необходимые документы, в том числе план деятельности РЦ на 2022/2023 учебный год.

Основной целью деятельности РЦ в 2022/2023 учебном году явилось формирование образовательного пространства РЦ, создающего и расширяющего возможности для организации деятельности по экологическому образованию детей, формированию экологической культуры, решению задач учебной программы дошкольного образования:

  1. воспитание у детей дошкольного возраста активной деятельностной позиции к окружающему миру;
  2. содействие возникновению и развитию предпосылок уважительного отношения к своеобразию окружающего мира;
  3. создание условий для постепенной интеграции растущего человека в экологическом образовании через познавательную практическую деятельность;
  4. организация обучения педагогического коллектива с целью его подготовки к работе в области познавательной практической деятельности;
  5. обеспечение методического сопровождения педагогов по разработке, апробации и внедрению программ, методик, технологий, образовательных материалов по экологическому воспитанию;
  6. подготовка материалов к издательской деятельности;
  7. создание условий для выработки актуальных принципов взаимодействия с законными представителями, целенаправленное их привлечение к педагогической деятельности по развитию познавательной практической деятельности в рамках экологического образования.

Для достижения цели, реализации поставленных задач, в соответствии с планом работы РЦ в 2022/2023 учебном году, педагогическим коллективом учреждения проведена следующая результативная работа:

- на официальном сайте ГУО «Детский сад № 85 г. Гродно», а также социальной сети Instagramсистематически обновляется информация о работе РЦ, международного проекта «Зеленые школы»;

- пополнен банк данных на сайте, YouTube канале новыми сериями театрализованных постановок объединения по интересам «Школа юного ведущего – «Познайка» с целью работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по принципу «равный обучает равного». Такая работа помогает решать задачи художественно-эстетического, интеллектуального, социального, нравственного развития воспитанников (с применением нового технического средства обучения – мультиборда, сенсорного стола), продолжается работа по написанию сценариев новых постановок;

- для эффективности качества образовательного процесса, полноценного развития детей, обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников в 2021 году на фасаде центральной части здания (с двух сторон) нанесен план (остановки) экологической тропы (25 объектов), макеты растительного и животного мира обитателей территории детского сада (48 видов), на территории учреждения пополнены зоны, объекты экологической тропы: клумба для бабочек, деревенский дворик, муравейник, водяная мельница, ветряная мельница, «Мостик желаний», символ Гродно «Олень», ландшафт «Радость жизни в наших руках» со скульптурой ребенка в руках матери, домик для гномов («Пень»), площадка ПДД (реконструирована в 2019, добавлено кафе, заправка), уголок «Беларусь ты мая сінявокая», уголок закаливания, метеоцентр (приобретены и установлены «Ловец облаков», «Визуализатор погоды»), так же обновлены рамки для наблюдения за облаками, ветряк для определения направления ветра, птичий столб, теплицы (2), огород, фитоогород, площадка безопасности. В мае месяце закуплены и высажены колоновидные фруктовые деревья (9 штук) на сумму 148,00 белорусских рублей 00 копеек, сооружено ограждение, оформлена вывеска.

В учреждении дошкольного образования созданы все условия для полноценного физического развития и воспитания детей. Приобретено надворное оборудование: на участки групп № 1, 5 приобретены песочницы, обновлена и покрашена площадка «Метеоцентр». Произведен капитальный ремонт старого сарая. Введены в эксплуатацию вольеры для животных.

В групповые ячейки были приобретены столы в количестве 17 штук (группы № 1 (1 «Б» класс), группа №2, группа № 7), шкафы для детской одежды со скамьей – 18 шт. (группы № 10, 7, 8).

В физкультурном зале заменен оконный блок на окна ПВХ и дверь.

С целью минимизации распространения респираторных инфекций приобретены рециркуляторы воздуха в количестве 8 штук.

Произведена покраска детского оборудования на участках групп, дорожных знаков на площадке по ПДД, спортивного оборудования на малом и большом стадионах.

Богатая развивающая предметно-пространственная среда, созданная на сегодняшний день, помогает нам в достижении поставленных задач.

Результатами работы в 2022/2023 учебном году стало:

- Диплом 3 степени победителей областного этапа республиканского конкурса экологических проектов «Зеленая школа» в номинации «Педагогическая практика «С планетой вместе!»;

- Диплом победителя городского конкурса «Лучшая песня о Родине, о Матери»;

- Диплом 2 степени III Международного творческого фестиваля-конкурса BalkOn-2022;

- Диплом 1 степени международного проекта «Зеленые школы»;

- Диплом 3 степени в областной акции «Добрые крышечки» среди учреждений дошкольного образования;

- Диплом лауреата 1 степени в номинации «Песня на родном языке» в конкурсе искусств эстрадной школы талантов «Хрустальный василек»;

- Диплом участника международного дистанционного конкурса «Я люблю животных»;

- Диплом 3 степени конкурса «Арт-елка – 2022»;

- Диплом 3 степени в районном этапе конкурса «Учитель года»;

- Диплом международного конкурса «Лучший сайт учреждения дошкольного образования» в номинации «Лучший сайт учреждения дошкольного образования»;

- Диплом 3 степени в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы среди учреждений дошкольного образования г. Гродно в 2022 году.

Коллектив принимает активное участие в социальных акциях, челенджах, смотрах-конкурсах, конференциях, экологических форумах:

- челендж «Неделя безопасности», «День Победы», подготовка детей к видеосъемкам различных познавательных видеороликов по темам ОБЖ, ЗОЖ и т.д.;

- ежегодное участие в научно-практической конференции «Семья и социализация подрастающего поколения», встреча педагогического коллектива, законных представителей воспитанников с главным редактором журнала «Планета семья» (г. Минск) Кривицким Евгением Евгеньевичем, администрацией частного учреждения образования «Гродненский колледж бизнеса и права» по вопросам семейного воспитания с последующим изданием материалов;

- программа работы расширенного пленарного заседания общественного координационного экологического совета, съезда общественных экологов Гродненской области при поддержке проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне», финансируемого ЕС и реализуемого ПРООН - заведующий Добренко И.М.;

- программа-приглашение делегата, внесшего наибольший вклад в дело окружающей среды Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в 1-ой Международной специализированной экологической выставке «EcologyExpo» и XVI Республиканском экологическом форуме г. Минска - заведующий Добренко И.М.

Ведется работа по издательской деятельности:

- электронная газета «Образование Гродно» статья «Посвящение в юные экологи»;

- журнал «Планета семья» статья «Роль отца в семье»;

- журнал «Планета семья» статья «Куда же делись наши дедушки?».

В результате преемственности с сотрудниками МЧС, в рамках акции «Безопасность в каждый дом!» проведены обучающие встречи-викторины, проведены информационные и разъяснительные мероприятия с законными представителями воспитанников, включая вопросы о мерах профилактики травматизма детей в различных жизненных ситуациях. Информация про акции, проводимые МЧС своевременно размещаются в социальных сетях, на официальном сайте УДО.

В течение учебного года изучен эффективный педагогический опыт РЦ системы образования района. Организованы постоянно действующие выставки авторских пособий педагогических работников учреждения по проектной практической деятельности. Педагогическими работниками разработаны и оформлены проекты экологической направленности: информационно-познавательные проекты «Этажи леса», «Природные явления», «Безопасность в лесу», «Огород на окне», «Загадочный космос», «Паспорт-описание видового разнообразия деревьев на территории УДО», «Куб насекомых», макет «Звери в лесу зимой», «Круговорот воды в природе», и другие. Разработаны и оформлены Лэп буки: «Вода-чудо природы», «Огонь-друг, огонь-враг», «День земли», «Моя Семья», «Лето», «Берегите природу», «Экология», «Тело человека» «Лесные этажи»; гармошки «Рост растений», пособия в помощь воспитателю дошкольного образования «Как звери зимуют», «Лед», «Сказка про капельку», «Грустная и веселая планета», «Опыты с водой», «Игры с водой», рюкзачок знаний «Весенние забавы»; додекары, кубики «Перелетные птицы», «Огород на подоконнике», кубик Блума и круги Луллия «Хлеб всему голова», «Грибы»; стэндбуки «Безопасность в лесу», «Безопасное лето», «Правила обращения с книгой» и другое.

Однако стоит отметить, что необходимо продолжить работу над оформлением таких проектов по экологической направленности и систематизировать их для дальнейшего использования в работе другими педагогическими работниками.

Реализуя задачу по энергосбережению, формированию экологического мировоззрения, педагогический коллектив систематически участвует в конкурсе «Энергомарафон».

В результате плодотворного труда педагогического коллектива разнообразными и привлекательными стали объекты экологической тропинки, появились новые маршруты – картосхемы и пр. Информированность через социальные сети, сайт учреждения приобрел постоянный и актуальный характер. Развивающая предметно-пространственная среда групповых ячеек обновилась мебелью, мягким инвентарем игровым оборудованием и другими атрибутами. Методический кабинет, микрокабинеты групп пополнились разработанными авторскими сценариями, проектами, картотеками игр. Продолжается формирование информационно-пространственной среды в учреждении через внедрение ИКТ в образовательный процесс (приобретен мультиборд, сенсорный стол). Совершенствуются взаимодействия с семьями воспитанников (дистанционные встречи, отчеты через социальные сети по приобретению знаний, умений и навыков дошкольниками в детском саду и др.), так в марте месяце на базе нашего учреждения образования прошел родительский всеобуч «От колыбели до школы» по теме: «Увлекательные экологические игры для развития взаимопонимания между детьми и родителями». Происходит повышение информационной компьютерной компетенции педагогических работников (разработка и составление дидактических развивающих игр с применением мильтиборда). Через различные формы методической работы пополнили свои знания молодые специалисты: основные направления развития детей и образовательные области, экологическое образование дошкольников в повседневной жизни, методы и приемы экологического образования, модель экологического пространства в детском саду и пр. В 2021 году приобретен интерактивный стол со встроенной программой Мерсибо – это онлайн-портал для специалистов и детей дошкольного возраста, в который входят игры для развития речи, моторики и мышления, обучения письму, чтению и счету. Совершенствование взаимодействия с семьями воспитанников приобрело новый характер - дистанционные встречи, отчеты через социальные сети.

Результатом формирования и развития исследовательской деятельности, работе по самообразованию педагогических работников по вопросам эмоционально-ценностного, познавательно-интеллектуального компонентов стали выступления на педсоветах и семинарах.

Для оказания методической помощи педагогическими работниками были выбраны следующие формы работы:

- обучающие семинары, семинары-практикумы;

- организация видео просмотров с детьми;

- индивидуальные консультации;

- методические объединения;

- методические выставки;

- консультации и семинары через онлайн-конференцию Zoom.

Эффективность данных форм методической поддержки определяется творческой группой и в каждом конкретном случае зависит от содержания методического мероприятия, его объема и потребностей педагогических работников.

Деятельность РЦ регулярно отражается на официальном сайте учреждения, работу которого возглавляет педагог-психолог Бернатс Т.М.: создана страничка РЦ, где размещены локальные документы, регулирующие деятельность ресурсного центра, и отчеты о проведенных методических мероприятиях.

Анализируя результаты деятельности РЦ за 2022/2023 учебный год, можно отметить, что педагогические работники получили существующий положительный опыт по развитию экологической культуры детей дошкольного возраста посредствам познавательной практической деятельности. Использование технических средств обучения педагогическими работниками (показ видеоматериалов, слайд-программ с практическими приемами работы по разным направлениям образовательной деятельности) позволяет получить максимум информации, увидеть динамику в развитии детей, оценить наиболее яркие моменты их деятельности. В рамках методических мероприятий, проводимых в учреждении образования (обмен опытов с гродненским педагогическим колледжем, родительский всеобуч и др.), участники имели возможность познакомиться с выставкой методической литературы и развивающей предметно-пространственной средой, созданной в группах и кабинетах учреждения дошкольного образования.

На будущий учебный год коллектив планирует продолжить работу по обеспечению методического и информационного сопровождения образовательного процесса по развитию экологической культуры детей дошкольного возраста посредствам познавательной практической деятельности в качестве районного РЦ.

 В результате чего запланированы мероприятия на 2023/2024 учебный год:

  1. Совершенствовать информационное обеспечение деятельности Ресурсного центра через работу официального сайта учреждения и другие социальные сети.
  2. Продолжать работу по взаимодействию, распространению опыта работы учреждения в районе, области, используя онлайн общение, социальные сети.
  3. Продолжать пополнять библиотеку методического кабинета научно-методической литературой и медиатеку видеоматериалов для проведения практических семинаров и конференций.
  4. Продолжать сотрудничество с Гродненской областной научно-технической библиотекой и другими заинтересованными физическими и юридическими лицами.
  5. Продолжать совершенствовать работу по издательской деятельности с выходом на другие издания, тем самым расширяя объем издательской деятельности.
  6. Совершенствовать работу по сотрудничеству с ведущими органами по экологическому образованию детей (республиканского уровня).

 

Заместитель заведующего

по основной деятельности                                                   И.Н.Попова